На конце иглы: главная тайна Кощея Бессмертного (5 фото)
Сказки сказками, а ведь должен быть глубокий смысл даже в деталях повествования. Вот вы же помните, как сложно было отыскать Кощееву смерть?
Этот харизматичный отрицательный персонаж в славянских сказаниях появляется в X - XI веках. А вот популярность свою он приобрёл позже в сказках и былинах. Да, любил красавиц и золотишко, чего уж греха таить, но больше за ним злодеяний не значилось. Мор на народ не напускал, скот не травил, налогам не облагал. Но тем не менее считался главным злодеем из-за любви к красивым девушкам.
Ещё бы, ведь образ красавицы-невесты символизирует продолжение рода человеческого, а её похищение является, по сути своей, реальной угрозой. Поэтому регулярно находились герои, которые Кощея всевозможными методами истребляли. Версия с ломанием иглы не единственная, но, пожалуй, самая интересная.
Есть теория, что Кощей в бытность свою простым злобным чародеем отделил свою жизненную силу и сконцентрировал её на острие иглы, тем самым обеспечив себе практически вечную жизнь. А вот иглу он свою прятал в сундуке, набитом живностью именно в старинном дубе. Этакая пасхалочка к «мировому древу» славян. Хранителями иглы были представители всех разделов мира: вода - море-океан, земля - остров, растения - дуб, животные - заяц, птицы - утка. Таким образом, когда герой достигает заветного места, он как бы, оказывается у истоков мироздания.
Игла находится в яйце, а яйцо практически у всех народов мира символ зарождения жизни. Вот такой вот каламбур, смерть находится в жизни. Есть сказания, когда герою для убийства Кощея хватало раздавить яйцо.
Но вернемся к игле. Она является в народной культуре славян предметом-оберегом и одновременно орудием порчи. По восточнославянским представлениям злая колдунья, змора или огненный змей, практически дублёр Кощея в некоторых сказках, могут оборачиваться иголкой. И чтобы убрать действие чар, необходимо было сломать иглу, которой пользовались в ритуальных действиях.
Но вернемся к игле. Она является в народной культуре славян предметом-оберегом и одновременно орудием порчи. По восточнославянским представлениям злая колдунья, змора или огненный змей, практически дублёр Кощея в некоторых сказках, могут оборачиваться иголкой. И чтобы убрать действие чар, необходимо было сломать иглу, которой пользовались в ритуальных действиях.
Естественно, Кощею пришлось спрятать свою силу в самом могущественно на тот момент предмете – игле. Но он не учёл, что красавицы, к которым он был столь неравнодушен, пользуясь его слабостью к прекрасному полу, выведывали у него этот секрет. В иных вариантах его сдавала главному герою Баба-Яга, в прошлом также экс-красавица. Вот так вековой опыт порой бессилен против женского коварства.
Источник: