Отечественные шедевры, поразившие мэтров западного кино (13 фото)
Как бы ни любил современный зритель Голливуд и его продукцию, хорошо бы помнить о своих культурных корнях. Тем более что классикой советского кино по праву восторгаются герои кино сегодняшнего. А вот и конкретные примеры!
Фрэнсис Форд Коппола - "Броненосец "Потёмкин" (1925)
Коппола большой поклонник Калатозова, но его первое сильное кинопотрясение связано с "Броненосцем "Потёмкиным" Сергея Эйзенштейна: "Это был чёрно-белый немой фильм, но иногда казалось, что с экрана слышны винтовочные залпы. Я понял в тот день, чем буду заниматься". Особенно его поразил монтаж Эйзенштейна: "Самое привлекательное в кино - это возможность монтировать. Когда ты составляешь в некоем порядке самые необычные, самые волнующие кадры, начинаешь ощущать себя алхимиком, колдуном".
Режиссёр "Крёстного отца" и "Апокалипсиса сегодня" неоднократно признавался в любви не только Эйзенштейну и Калатозову, но и русской культуре вообще: "Я большой поклонник не только русской литературы: Достоевский, Пушкин, Чехов, Тургенев, Толстой - но и русской музыки. Я люблю русскую музыку и русский театр, я поклонник русской традиции, которую принесла миру эта часть света".
Том Хэнкс - "Летят журавли" (1957)
В интервью журналу Eclectic Том Хэнкс рассказал, какое впечатление на него произвёл фильм Михаил Калатозова "Летят журавли", который он посмотрел совершенно случайно: "Я был дома один и стал смотреть советский фильм 1957 года "Летят журавли". Я плакал, когда смотрел сцену возвращения солдат с фронта в вагонах, которые тянул паровоз с серпом и молотом. Представляешь, меня это тронуло!"
Стивен Спилберг - "Летят журавли" (1957)
"Летят журавли" особенный фильм для Стивена Спилберга. В интервью "Известиям" в 1994 году он так отзывался о фильме: "Один из моих самых любимых русских фильмов – “Летят журавли”. Одно из великих качеств российского кино – мастерство в показе чего-то малого, глубоко личного, на фоне невероятной, огромной деятельности вокруг. Русские рассказывают историю одной любви, но окружают её тысячами человек, лошадьми, артиллерией, взрывы сотрясают воздух. И просто интересно, как выстраивается этот баланс между интимным и сюрреалистическим, который есть, к примеру, в работах Эйзенштейна. И вот ещё: когда я вспоминаю русские фильмы, первое, что приходит мне в голову, – это даже не столько простор и зрелищность, сколько – поцелуи. Русские делают великие поцелуи в кино... Это пролётка у крыльца... Это иконная образность. И великие кадры, когда летят журавли, и крики в небе. Малая частность, но всегда окружённая простором, огромными армиями и всем тем чрезвычайным, огромным, что и мне так нравится делать в кино".
Кстати, предки Спилберга эмигрировали в Америку из Украины, его родители, родившиеся уже в США, свободно говорили на русском, а сам режиссёр в интервью "Комсомольской правде", отвечая на вопрос о русских злодеях в "Индиане Джонсе" сказал: "Во-первых, я сам русский".
Клод Лелуш - "Летят журавли" (1957)
Французский классик Клод Лелуш ("Мужчина и женщина") признавался, что "заболел" кино благодаря фильму Калатозова: "Посмотрев "Летят журавли", один из самых совершенных фильмов в истории кино, я решил стать режиссером".
Мартин Скорсезе - "Я - Куба" (1964)
В 1990-х Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола впервые открыли для себя картины Михаила Калатозова "Я - Куба" и "Неотправленное письмо". Фильмы им безумно понравились, и они решили познакомить с ними американских зрителей. Корифеи американского кино проспонсировали реставрацию лент и их ограниченный показ в США. Скорсезе говорил, что ему было легче снимать кино, если бы он увидел картину на заре своей кинокарьеры, да и голливудское кино было бы другим: "Если бы эту картину мир увидел сорок лет назад, кино сегодня было бы совсем другим".
Благодаря Копполе и Скорсезе два шедевра Калатозова оказали большое влияние на новое поколение американских кинематографистов. Известно, что Райан Джонсон устроил показ "Неотправленного письма" съёмочной группе "Последних джедаев", чтобы они прониклись духом картины, а заставка мультсериала "Конь Боджек" цитирует фильм "Я - Куба".
Пол Томас Андерсон - "Я - Куба" (1964)
Пол Томас Андерсон ("Нефть", "Призрачная нить") тоже цитировал картину "Я - Куба". Он называет её одним из своих любимых фильмов: "Вряд ли я могу объяснить, о чем этот фильм. В нем есть девушка, история любви и так далее. Все просто в смысле сюжета. Но так бесподобно красиво в плане постановки и круто в плане съёмки. Представляю, как авторы выдумывали все эти безумные кадры. Фильм снят широкоугольным 10-мм объективом длинными кадрами. Кадр с погружением под воду из "Ночей в стиле буги" я позаимствовал именно отсюда. Здесь столько оригинальных технических вещей. И во время просмотра ты буквально чувствуешь, с каким удовольствием авторы занимались экспериментами и изобретением нового на съемках".
Шон Пенн - "Иди и смотри" (1985)
На Шона Пенна ("Я - Сэм", "Игра") большое впечатление произвёл фильм Элема Климова "Иди и смотри": "Увиденное навсегда останется со мной. Это не только кинематографический шедевр, но и одно из наиболее полных выражений идей гуманизма".
Стивен Спилберг тоже считает "Иди и смотри" одним из величайших в истории фильмов о войне. Известно, что он устраивал специальные показы фильма Климова для съёмочной группы перед съёмками "Списка Шиндлера" и "Спасти рядового Райана".
Антонио Бандерас - "Иди и смотри" (1985)
В интервью российскому кинокритику Андрею Плахову для газеты "Коммерсантъ" в 2010 году Антонио Бандерас рассказал о своём отношении к "Иди и смотри": "Могу пересказать по кадрам “Иди и смотри” Элема Климова. Я увидел его в 1984 году, и он остался лучшим фильмом о войне за всю мою жизнь. Мальчик, входящий в дом, хозяев которого истребили нацисты, повсюду оставшиеся следы мирной жизни. Об этом разорённом гнезде я вспомнил, когда смотрел “Сталкера” Андрея Тарковского: тот же кошмар неприкаянности. Хотя и без войны. Герой этого фильма от ужаса ходил зигзагами – это была страшная геометрия".
Ингмар Бергман - "Андрей Рублёв" (1966)
Шведский классик Ингмар Бергман ("Земляничная поляна", "Седьмая печать") был без ума от "Андрея Рублёва" Тарковского: "Рублёв" - один из лучших фильмов, которые я видел в своей жизни... Фильм, если это не документ, – сон, грёза. Поэтому Тарковский – самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он – ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоёмком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть".
Ларс фон Триер - "Зеркало" (1975)
Из современных западных кинорежиссёров самым большим фанатом Тарковского, пожалуй, является Ларс фон Триер ("Танцующая в темноте", "Догвилль", "Нимфоманка"): "Вы видели фильм под названием "Зеркало"? Он меня просто загипнотизировал! Я смотрел его раз двадцать. Это практически моя религия: Тарковский для меня – бог. И если бы я не посвятил ему свой фильм, то все бы сказали, что я у него что-то позаимствовал. А если заимствуешь, то посвящай". Фон Триер посвятил Тарковскому свой фильм "Антихрист" (2009).
Джефф Бриджесс - фильмы Андрея Тарковского
Джефф Бриджес рассказал о своём отношении к Тарковскому в интервью журналу Esquire в 2010 году:
"Один русский режиссёр – он еще снял "Дом из песка и тумана" (прим. Вадим Перельман)– дал мне как-то посмотреть Тарковского. Раньше я его не видел. Вот у кого никаких обязательств перед зрителем. Сцена длится десять минут, ничего не происходит, но ты настолько расслаблен, и тебе так хорошо".
Квентин Тарантино - "Человек-амфибия" (1961)
Представляя в России в 2019 году фильм "Однажды... в Голливуде" Квентин Тарантино на пресс-конференции признался в любви "Человеку-амфибии": "Я включал 9-й канал в Лос-Анджелесе, и в начале 1970-х его показывали очень часто. Тогда я с удовольствием смотрел его. Я его обожал, хоть и не знал, что он российский".
Даррен Аронофски - советская фантастика
Даррен Аранофски ("Реквием по мечте", "Рестлер") разделяет любовь Трантино к советской фантастике. Вот что он сказал в интервью РИА Новости в 2018 году: "Мне нравится движение в советском кино, которое очень сильно повлияло на мою картину "Фонтан". Это очень напряженные, фэнтезийные фильмы. Я помню, в одном из них был целый мир охотников за сокровищами. Они охотились за золотыми яйцами, которые несли магические птицы. Меня очень интересовало цветное советское кино 1950-х, думаю, поздних 50-х годов. Это была целая серия картин, и они оказали на меня большое влияние в Соединенных Штатах, как раз когда я делал "Фонтан". И, конечно, в России много интересных режиссеров и сегодня". Из совремненых российских режиссёров Аранофски выделяет Звягинцева и Сокурова.
Если кто узнал, о каком советском фильме говорил Даррен Аранофски, напишите, пожалуйста, в комментариях.